Программа «Католические Новомученики России» http://www.catholicmartyrs.org/

 


Епископ Эдуард Готлиб Профитлих

После долгих веков зависимости эстонский народ обрел свободу, и 24 февраля 1918 года была провозглашена демократическая республика Эстония.

1 ноября 1924 года была учреждена Апостольская Администратура Эстонии с приходами в Таллине и Тарту, в которых трудились священники-иезуиты. Впоследствии пакт Молотова-Риббентропа от 1939 года открыл путь к оккупации Эстонии Красной Армией (17.06.1940). Тогда было арестованы, депортированы или приговорены к смерти 60.000 жителей страны, в том числе и Апостольский Администратор - Архиепископ Эдуард Профитлих.

Эдуард был восьмым из десяти детей Доротеи и Маркуса Профитлмхов. Родился 11.09.1890 г. в местности Бирресдорф в Германии. После гимназии хотел поступить в Общество Иисуса, однако по просьбе родителей сначала по шел в Трирскую Семинарию и только 11 апреля 1913 года вступил в новициат у иезуитов. Во время учебы собратья характеризовали его как всеми любимого, заботливого друга, веселого и прямого.

Во время войны он был призван в армию, где служил фельдшером. После войны продолжал учебу. 26.03.1922 был рукоположен в диаконы, а 27.08.1922 - во священники. После основание Пием XI Восточного Института в 1922 г., о. Эдуард заявил о своем желании готовиться к русской миссии.

С этой целью он был послан для дальнейшего обучения в Краков, где в 1923 г. защитил докторат по философии, а в 1924 г. - докторат по богословию.

В 1922-25 гг. служил в г. Чеховице-Дзедице в Польше, потом был в 1925-28 гг. народным миссионером в Ополе, проводил реколлекции, а в 1928-30 гг. - был пастырем поляков в Гамбурге.

2 феврала 1930 г. о. Эдуард принес вечные обеты и 11 декабря того же года архиепископ Антониий Дзекини призвал его в качестве настоятеля храма Святых Апостолов Петра и Павла в Таллине, где нужен был священник, знающий польский язык.

11 мая 1931 года он был назначен Апостольским Администратором и Эстония стала "особой Апостольской Администратурой Комиссии Pro Russia". В то время в Эстонии было несколько священников, скоро возникли новые общины.

Предметом особенной заботы о. Эдуарда была молодежь. Уже в 1931 он повел к первому Причастию группу из 44 детей, которых надо было готовить к этому на 5 языках в 4 школах.

После подписания договора между Ватиканом и Эстонией 27 ноября 1936 г. о Эдуард был назначен титулярным архиепископом Адрианополя и 27 декабря 1936 был хиротонисан во епископы.

Плодотворная работа была прервана аннексией Эстонии Советским Союзом в силу пакта Молотова-Риббентропа, - это произошло 17.06.1940 г.

Ситуацию в своей Церкви архиепископ Профитлих описал в письмах в Рим от 31 октября 1940 г. и от 14 января 1941 г. Видя невозможность служения, закрытие церквей и большие трудности он обдумывал возможность возвращения в Германию. Он писал также, что прекрасно знает, что страдания и мученичество для Божьего дела имеют смысл и, может быть, большее значение, чем апостольская работа. Из Рима пришло ответное письмо Кардинала Мальоне от 1 февраля 1941, в котором было сказано, что Святой Отец оставил за ним самим решение, которое он "в Господе посчитает лучшим", однако учитывая в первую очередь благо вверенных ему душ.

Архиепископ остался в Эстонии. В письме родственникам и знакомым от 8 февраля 1941 г., которое было первым за несколько последних лет, он писал, что это нормально, когда пастырь остается со своим стадом, и вместе с паствой принимает радости и страдания.

Он пишет, как радостно ощущать присутствие Бога, Которому мы все отдали, и о том, что он готов отдать ему всю свою свободу и жизнь: "А моя жизнь и, если надо, то и мои страдания будут жизнью и страданиями для Христа".

13 июня 1941 г. началась депортация политических деятелей и духовных лиц в Сибирь. 27 июня 1941 г. в квартиру епископа ворвались восемь сотрудников НКВД, которые провели обыск, уделив особое внимание его личным вещам, личной и служебной корреспонденции, приходской картотеке. Его обвинили в шпионаже в пользу Германии.

Он был к этому готов и поэтому принял это с духовным спокойствием. Он упросил, чтобы ему дали пойти в церковь. Там он упал на колени перед алтарем и благословил присутствовавших монахинь. Потом сотрудники НКВД его вывели, он взял приготовленный чемодан и рюкзак с необходимыми вещами. Оставшийся в приходе священник Генрих Верлинг сказал, что это была последняя проповедь архиепископа, произнести которую вслух он не мог, поскольку был арестован.

Со дня ареста архиепископа прошло 50 лет и только в 1990 г. католическая община узнала, что 21 ноября 1941 г. он был приговорен к смерти, а 22 февраля 1942 г умер в ссылке в Кирове. Он был посмертно реабилитирован.

Потом были найдены и документы, на основании которых можно восстановить последние месяцы жизни архиепископа Профитлиха. Его допрашивали 2, 21 и 22 августа, 29 сентября и 2 октября, а 14 октября 1941 г. в Кирове ему было предъявлено обвинение в антисоветской агитации во время богослужений, в использовании религиозных предрассудков масс и клевете против советской власти и партии.

На допросе 21 ноября 1941 г. он показал: "Когда в Эстонии была введена советская власть, я к этому отнесся без радости, потому что я как духовное лицо знал, что советская власть выступает против религии и не допускает никакой свободы слова и религии.

Во время моих проповедей я призывал к тому, чтобы не слушали безбожников, а думали про Церковь, каждый день молясь о том, чтобы была религиозная свобода. Я не считаю, что это является пропагандой, это - правда".

Он был обвинен в том, что оказывал противозаконное содействие католическим церковнослужителям в выезде за границу. Был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей, а за контрреволюционную деятельность и агитацию в церкви - к смертной казни.

Поскольку приговор не был "окончательным", в течение 72-х часов с момента его вынесения осужденный мог подать апелляцию в вышестоящую инстанцию. Еп. Профитлих подал такое ходатайство 23 ноября 1941 г. Там он писал властям, что ручается всем, что свято для него и для них, что ничто из того, что было им сказано, не было контрреволюционной агитацией и что он не имел намерения сказать что-либо такое, что могло бы принести вред Советскому Союзу. Он просит прощения у своих гонителей и сам прощает их, и ходатайствует о смягчении вынесенного ему приговора.

Ответа на это письмо не последовало. Еп. Профитлих больше не пытался избежать страданий и боли. Он умер в тюрьме, - вероятно, полностью обессиленным, - но при этом в ясном уме, полностью осознавая свою участь и с готовностью принимая ее. Это произошло 22 февраля 1942 г.

В последнем письме родственникам и знакомым еп. Профитлих просил о молитве, "чтобы Бог не отказал мне в благодати также и в заключении, чтобы я во всем, что может произойти, остался верным своему высокому, святому призванию и своей миссии, и мог отдать для Христа и Его Царства все свои жизненные силы и, если будет на то Его святая воля, то и свою жизнь". И добавляет: "Это было бы самым лучшим завершением моей жизни".

Еп. Профитлих понимал, что его смерть будет не поражением, но подлинной победой во Христе.

На разных языках выпущено немало статей и книг, которые рассказывают о еп. Профитлихе. В некоторых из них его называют мучеником. Посвященная ему памятная таблица установлена в храме в Таллине. Около нее в в 1993 г. молился Папа Иоанн Павел II.

Прел. Бронислав Чаплицкий

Право на публикацию статьи предоставлено программе автором. Перепечатка без согласия автора или программы "Католические Новомученики России" запрещена

 

При перепечатке ссылка на сайт "Католические новомученики России" обязательна